Возрастные нормы речевого развития детей

  • 14
  • января
    2019
  •  
  •  
В 2 года ребенок должен уметь

•    Пользоваться фразой из 2-4 слов
•    Выполнять просьбы взрослых, состоящих из двух частей (сходи на кухню и принеси чашку)
•    Понимать значение предлогов (положи НА стол, сядь НА диван)
•    Понимать обобщающее понятие однородных предметов (любой стул-это стул)
•    Словарный запас должен составлять 200 слов, преимущественно обозначающих предметы игровой тематики
•    Усвоить звуки (а, у, и, о, п, б, к, г, м, т, д, н, в, ф, й и их мягкие пары)

В 3 года ребенок должен уметь

•    Называть свое имя, пол, возраст
•    Выполнять двухступенчатые инструкции (сначала вымоем руки, затем будем обедать)
•    Понимать значение предлогов (положи кубик В коробку, положи кубик ПОД чашку, достань кубик ИЗ коробки)
•    Называть цвета (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный), форму предметов (квадрат, круг, треугольник)
•    Использовать множественное число существительных (одна ложка, а много ложек, вилка-вилок, чашка -чашек)
•    Понимать несложные сюжетные картинки
•    Говоря- рассказывать, свои впечатления, мысли
•    Различать на слух слова схожие по звучанию (папа-баба, мишка-мышка, коза-коса, стул-стол, крыса-крыша)
•    Собирать разрезные картинки из двух частей
•    Словарный запас должен составлять 500 слов, в речи появляются союзы, предлоги, прилагательные (перец горький, а сахар сладкий; огонь горячий, а снег холодный)
•    В речи появляются звуки (ы, э, с, сь, з, зь, ц)

В 4 года ребенок должен уметь

•    Задавать много вопросов использовать слова «Кто?», «Почему?»
•    Называть цвета (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный, розовый, голубой), форму предметов (квадрат, круг, треугольник, овал)
•    Использовать обобщающие понятия по темам (игрушки, посуда, одежда, мебель, домашние животные, дикие животные, овощи, птицы)
•    Использовать существительные с уменьшительно-ласкательным значением (большой мяч, а маленький мячик, яблоко-яблочко, стул-стульчик, чашка-чашечка, цветок-цветочек)
•    Различать на слух слова схожие по звучанию (ложки-рожки, уточка-удочка, мак-лак, кит-кот)
•    Называть детенышей животных (кошки, утки, гуся, лисы)
•    Согласовывать существительные с числительными (сколько огурцов? – один, сколько яблок? – одно, сколько морковок? – одна)
•    Согласовывать существительные с прилагательными (шар какой? – синий, ваза какая? –синяя, перо какое? – синее, брюки какие? – синие
•    В речи появляются предлоги СО, ЗА, У.
•    Знать название частей предметов (чайник- крышка, носик, ручка, дно; кукла- руки, ноги, голова, туловище: стул- спинка, сиденье, ножки)
•    Слушать длинные сказки и рассказы.
•    Собирать разрезные картинки из трех частей
•    Словарный запас должен составлять 1500 слов, начинать употреблять сложные предложения (из-4-5 слов)
•    В речи появляются звуки (л, ль)

В 5 лет ребенок должен уметь

•    Называть свой домашний адрес
•    Пользоваться предложениями из 5-6 слов.
•    Называть цвета (оранжевый, коричневый, серый, фиолетовый), форму предметов (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник)
•    Различать на слух слова схожие по звучанию (бочка-почка, трава-дрова, мишка-мышка, рожки-ложки, рак-лак)
•    Проговаривать многосложные слова (фотограф, сковорода, мотоциклист)
•    Использовать обобщающие понятия по темам (посуда, одежда, семья, овощи, фрукты, мебель, домашние животные, дикие животные, птицы, транспорт, насекомые)
•    Определять у себя право, лево.
•    Употреблять предлоги НАД, МЕЖДУ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД
•    Называть антонимы (большой-маленький, твердый-мягкий, бежит-стоит, дает-берет)
•    Пользоваться прошедшим, настоящим и будущим временем)
•    Знать назначение предметов и уметь сказать, из чего они сделаны (кастрюля – из металла, стакан – из стекла, шарик из резины, сумка-из кожи)
•    Составлять рассказ по серии сюжетных картин (3-4)
•    Собирать разрезные картинки из четырех частей
•    Словарный запас должен составлять около 3000 слов
•    В речи появляются звуки (ш, ж, щ, ч, р, рь)

В 6 лет ребенок должен уметь

•    Пересказывать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.
•    Повторять без ошибок цепочки слов (мишка-миска-мышка; том-дом-ком)
•    Повторять фразы со словами сложной слоговой структуры (часовщик чинит часики; милиционер едет на мотоцикле, в аквариуме плавают рыбки)
•    Использовать абстрактные и отвлеченные понятия: качество (белизна), состояние (спокойствие, гнев, радость); действие (бегство); отношения между предметами и людьми (хороший, красивый, дружба, любовь)
•    Составлять рассказ по серии сюжетных картин (3-4-5 с более сложным сюжетом и скрытым смыслом)
•    Рассказывать и пересказывать рассказ, пытаться выразить свое отношение к нему
•    Определять количество и последовательность звуков в словах (из 3-4 звуков)
•    Собирать разрезные картинки из пяти, шести частей
•    Словарный запас должен составлять около 4000 слов
•    В речи усвоены все звуки

Оставить комментарий

Ошибка!
Спасибо!
Ваш комментарий успешно добавлен!

Комментариев пока нет.

Частые вопросы

Консультации для родителей проходят каждый вторник с 15:00 до 17:00 по предварительной записи.
Если ребенок не разговаривает к 2-м годам, то нужно обратиться к логопеду.

Напишите мне

Ошибка!
Спасибо!
Сообщение успешно отправлено. Мы как можно скорее на него ответим!