Роль речи в полноценном психическом развитии ребёнка чрезвычайно велика. Речь устная или письменная – эффективное средство общения между людьми. Чаще всего первое беспокойство возникает к концу второго года жизни, когда малыш уже должен активно пользоваться речью в общении. Родители с нетерпением ждут этого момента, волнуются. Но ребёнок молчит.
Задержка в развитии активной речи в раннем детстве может случиться по многим причинам:
· физическим (дефекты слуха и речедвигательного аппарата);
· физиологическим (вследствие травмы мозга при рождении);
· психологическим.
Основные причины, почему ребёнок не говорит:
1. Поражение слуха. Если кроха плохо слышит, то соответственно и плохо воспринимает речь окружающих. И в большинстве случаев страдает определённым нарушением в произношении слов и звуков, что приводит и к причине тяжёлого и позднего овладения собственной речью.
2. Наследственность. Если одни из родителей или оба заговорили относительно поздно, то и не стоит терзать себя вопросом: почему ребёнок не говорит? Но, в случае если малыш в три года ещё не говорит простыми предложениями, то этот вариант рассматривать не рекомендуется.
3. Ослабление детского организма в результате перенесённого тяжёлого заболевания или недоношенность могут быть следствием задержки созревания нервной системы ребёнка, а следовательно и речи.
4. Гипоксия (внутриутробное кислородное голодание), родовая травма, интоксикация и инфицирование лекарственными средствами.
5. Общее расстройство развития может быть следствием задержки речи.
Обычно принято считать, что, как и ходить, так и разговаривать девочки начинают раньше на 1-5 месяцев, чем мальчики. Часто также встречаются случаи, когда малыши молчат-молчат, а потом буквально за 1,5-2 месяца уже начинают говорить сразу целыми предложениями.
Воспитание ребёнка
Можно выделить следующие возможные ошибки в воспитании, в результате которых ребёнок не говорит:
1. Мама не уделяет достаточного времени малышу, мало с ним читает и говорит, во время игр не рассказывает ему детских сказок.
2. Малыш подвергся стрессу: его отдали на несколько дней бабушке или отправили в садик и в итоге ребёнок замкнулся. Доказано также, что стресс способен оказывать и противоположное влияние. Так в незнакомом для ребёнка месте могут появиться масса впечатлений, с которыми он обязательно захочет поделиться.
3. У малыша не на должном уровне развита мелкая и крупная моторика.
4. Родители имеют привычку угадывать желание малыша по его жестам, т.е. у ребёнка отсутствует необходимость учиться говорить.
5. В семье принято разговаривать на двух языках. В таком случае ребёнок, понимая слова не способен разделить их по языкам. И один и тот же предмет носит несколько названий, и малыш путается. Целесообразно, чтобы в течение первых 2-3 лет жизни ребёнка употреблялся только один язык.
Что делать если ребёнок не говорит?
Первое, что необходимо установить конкретную причину возможного нарушения у ребёнка. Для этого следует обратиться к специалистам: педиатр, логопед, лор, психиатр или невролог. При помощи простых тестов логопед сможет определить соответствует ли речь ребёнка его умственному развитию. Для подтверждения диагноза логопед направляет малыша к психоневрологу. Который в свою очередь, проводит опрос о протекании, как беременности, так и родов матери и выясняет, имелись ли отличительные особенности поведения крохи в различных ситуациях.
При осмотре у лора, определяется, не вызвана ли задержка речи возможными проблемами с артикуляционным аппаратом (как вариант, короткая подъязычная уздечка) или слухом. В данном случае делается аудиограмма и осмотр ротовой полости малыша.
Обычно диагноз по задержки речевого развития ставятся ребёнку, когда он уже достиг 3-4 года.
Чем раньше будет установлена проблема, тем будет проще с нею справиться!
Но также встаёт вопрос, что делать родителям, чей ребенок не говорит, но развивается интеллектуально и абсолютно здоров. Специалисты утверждают, что необходимо подождать до исполнения трёх лет ребёнку, так как именно к этому возрасту наблюдается у большинства детей сильный скачок в развитии и малыш начнёт говорить. Конечно, просто гадать и сидеть тоже не является лучшим вариантом. Поэтому, если ребёнок не говорит в два года даже пару слов, то следует начать заниматься с ним по увлекательным и нетрудным методикам.
Следует разговаривать спокойным тоном, короткими и неоднократными предложениями, содержащих единственный смысл. Родители в данном случае должны подключить воображение, учить думать и сравнивать.
Например, при приёме пищи необходимо спрашивать и рассказывать, как называется это блюдо, из чего оно приготовлено, какое оно на вкус, цвет, для чего полезно. Эффективно также задавать дополнительно вопросы, на которые ребёнок должен попытаться ответить простыми предложениями вместо того, чтобы только ограничиваться банальными «нет» или «да».
А также родителям следует понимать, что только последовательность, доброжелательность и терпимость может привести к желаемому результату.
Итак! Речь малыша развивается индивидуально, спонтанно и естественно. Развивается центральная нервная система, развивается и речь. Но! Любое развитие требует стимуляции.
Комментариев пока нет.