Дизартрия или «каша во рту»

  • 10
  • марта
    2021
  •  
  •  
Дизартрия или «каша во рту»

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. В результате этого нарушается тонус мышц, участвующих в артикуляции, ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ). Понять ребенка иногда достаточно сложно.

Основные проявления дизартрии


Речевые:

1.    Нарушения голосообразования. Очень тихая, почти шепотная речь, хрипота.

2.    Нарушение звукопроизношения. Может страдать произношение всех или нескольких согласных и произношение гласных звуков (часто с носовым оттенком – «гнусавость»). Речь «смазанная».

3.    Нарушение ритмико-интонационной стороны речи (просодика), которая делает речь выразительной, эмоциональной и разборчивой:

  • тембр (глухой, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый, гортанный, прерывистый, напряжённый);
  • сила голоса;
  • темп: медленный темп речи или быстрый темп речи, которая превращается в бормотание;
  • ритм – нарушается ритмический рисунок речи;
  • модуляция (ребёнок не может менять высоту тона);
  • логическое ударение;
  • речевое дыхание;
  • интонация и т.д.

4.   Нарушение восприятия звуков (фонем) и их различения. Не формируется правильный слуховой образ звуков из-за смазанной речи.

Неречевые:

1.     Нарушение двигательного аппарата.

  • Нарушение артикуляции (движений мышц, обеспечивающих произношение звуков) – ограниченная подвижность языка, губ, челюсти.
  • Неконтролируемое слюнотечение (не сглатывают слюну).
  • Трудности при жевании и глотании пищи.

2.    Нарушение эмоционально-волевой сферы.

3.    Нарушение таких нервно-психических функций, как внимание, память, мышление. Задержка темпа психического развития.

4.    Нарушение познавательной деятельности.

5.    Нарушение грамматического строя речи.

6.    Своеобразное формирование личности.

Дизартрия от степени тяжести или понятности речи делится на:


1 степень – самая лёгкая, которую слышат и могут определить только специалисты при обследовании ребёнка. Её ещё называют стёртой дизартрией.

2 степень – нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих.

3 степень – речь понятна только близким ребёнка и частично-окружающим.

4 степень –отсутствии речи или речь почти непонятна даже близким ребёнка (анартрия).

Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников и даже не всегда сразу обращают на себя внимание.

Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно пережевывать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки – дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата.

Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, либо выливает её обратно.

Мелкая моторика рук. Дети не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Они испытывают затруднения в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку, руки часто бывают напряжены. Испытывают моторную неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. Делая аппликации, дети часто испытывают трудности с пространственным расположением элементов. Часто без посторонней помощи не могут выполнить движения по подражанию. Например, «колечки» – поочерёдно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Не умеют играть с мелкими игрушками. У детей школьного возраста в 1м классе отмечаются: плохой почерк, медленный темп письма, «зеркальное» письмо, замены букв.

Крупная моторика. Для них характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения, плохо подражают чужим движениям: как идёт солдат, как летит птица и т.д. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге.

Таким образом, дизартрия представляет собой сложное речевое расстройство, характерной особенностью которого является наличие выраженных и разномодальных по своим проявлениям неврологических симптомов. Следовательно, успех логопедической работы, а именно ее эффективность будет зависеть от точности постановки диагноза и выделения существенных в каждом отдельном случае симптомокомплексов.


Оставить комментарий

Ошибка!
Спасибо!
Ваш комментарий успешно добавлен!

Комментариев пока нет.

Частые вопросы

Консультации для родителей проходят каждый вторник с 15:00 до 17:00 по предварительной записи.
Если ребенок не разговаривает к 2-м годам, то нужно обратиться к логопеду.

Напишите мне

Ошибка!
Спасибо!
Сообщение успешно отправлено. Мы как можно скорее на него ответим!