Развитие фонематического слуха у детей раннего дошкольного возраста

  • 27
  • октября
    2020
  •  
  •  
Развитие фонематического слуха у детей раннего дошкольного возраста

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.

Фонема (греч. “звук”) - минимальная единица звукового строя языка; 

От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается в общении со взрослыми на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно — в полуторагодовалом возрасте. Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам родного языка, и лепет ребенка приобретает совершенно понятную человеческую интонацию и выразительность. Почти у каждого в этом возрасте есть свои любимые «слова», которые он постоянно пропевает, повторяет и видоизменяет.

Можно сказать, что фонематический слух -это фундамент всей речевой системы.

При несформированности  речевого  звукоразличения ребенок воспринимает (повторяет, запоминает, пишет) не то, что ему сказали.

Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха и специалисты уделяют много внимания. 

Развитие фонематического слуха следует начинать с - развития неречевого слуха, или восприятия неречевых звуков с раннего возраста.

Неречевой же слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки, голосов животных. Формируясь, сложные психические процессы опираются и зависят от более элементарных функций, лежащих в их основе и составляющих как бы «базу» для их развития.

Другими словами c раннего возраста приучая ребенка прислушиваться к звукам, мы взрослые, формируем правильное звукопроизношение и формируем начальные навыки чтения и письма.

Игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха.

«Узнаем неречевые звуки»

1. Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, звон падающих ключей, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало?

2. Игра «Узнай, что звенит (гремит)?». На столе несколько музыкальных предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем ребенку внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит.

3. Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

4. Игра «Где позвонили?» Для игры понадобится колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу.

5. Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

6. Игра «С листом бумаги» Предлагаем ребенку послушать: лист бумаги можно гладить ладонью, мять, резать ножницами, рвать. Предлагаем ребенку внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждое действие. Затем закрываем лит бумаги ширмой и просим отгадать, что я делаю с листом.

7. Игра «Шумовое лото» Нам понадобятся: 1) мыльницы разного цвета, с наполнением монет, манки, фасоли. Мыльницы украшены сверху наклейкой разных животных, для подбора «друга нужному животному» пары по звуку.

или

2) баночки из-под витаминов, с наполнением (горох, колпачок от фломастера, коктейльные трубочки, монеты, фасоль, канцелярские скрепки, манка, деревянные палочки). Игровое поле формата А4, с восемью ячейками с изображение наполнителя баночек, для выставления баночек, определенных на слух на соответствующую картинку.

Варианты игры:

Вариант 1. Найди пару по звуку

Для начала мы знакомим детей со всеми шумовыми коробочками. Вместе исследуем звучание каждой из них. Обращаем внимание детей на то, что все коробочки звучат по-разному. После того как дети познакомятся со звучанием каждой из шумовых коробочек, можно начинать собственно развивающую игру - позвените одной из коробочек и предложите детям найти коробочку с точно таким же звуком. Среди всех шумовых коробочек ребёнок должен постараться найти коробочки с одинаковым звучанием, то есть найти пары по звуку. В процессе игры ребёнок учится концентрировать своё внимание на звуках (что весьма важно для развития слуха и речи). Кроме этого, чтобы найти похожую по звучанию коробочку, требуется применить и логическое мышление.

Вариант 2. Составление рядов

Нужно расставить шумовые коробочки в ряды. Прежде всего найти самый громкий, затем самый тихий шум и определить средний, сравнивая его с первыми двумя шумами. Начинать следует с трёх коробочек. Если ребёнок научился классифицировать три коробочки, то можно одну за другой ввести все остальные. Каждую новую коробочку сравнивают со всеми уже расклассифицированными коробочками и упорядочивают относительно них. Число коробочек для классификации определяется в зависимости от способностей и интереса ребёнка.

Вариант 3. Звуковое лото

Послушать с детьми, как по-разному звучат контейнеры. Потом обратить внимание детей на картинку и проговорить, что на ней изображено. Затем предложить детям угадать, что лежит в контейнерах, и поставить их на соответствующую картинку.


Оставить комментарий

Ошибка!
Спасибо!
Ваш комментарий успешно добавлен!

Комментариев пока нет.


Частые вопросы

Консультации для родителей проходят каждый вторник с 15:00 до 17:00 по предварительной записи.
Если ребенок не разговаривает к 2-м годам, то нужно обратиться к логопеду.

Напишите мне

Ошибка!
Спасибо!
Сообщение успешно отправлено. Мы как можно скорее на него ответим!